Патент Европейского союза - Единый патент

Автор: 
Армен Степанян

На заседании 10 марта 2012 года Совет ЕС дал согласие на запуск в соответствии с механизмом продвинутого сотрудничества создание института Единого патента, в котором участвуют 25 государств. Процедура продвинутого сотрудничества позволит группе государств принять общие правил относительно Единого патента в ЕС, когда достижения согласия между всеми государствами-ченами достичь не удалось.

Как видно, данную систему нельзя назвать Патентом Европейского союза или Патентом ЕС в полной мере, так как в ней участвуют не все страны, а именно Италия и Испания не участвуют. Единогласия не удалось достичь по вопросам языков, используемых в патентах, и вопросах перевода патентов. Данная проблема является актуальной в связи с тем, что стоимость патента на территории 13 стран, по данным ЕС, может достигать 18 000 €, из них около 10 000 € будет приходится на переводы. Такие затраты связаны с тем, что при подаче Европейского патента по процедуре Европейского патентного ведомства (ЕПВ, EPO), не являющимся органом Союза, заявка подается в каждое из государств, где изобретатель собирается охранять свое изобретение, а государства требуют полноценный официально проверенный перевод патента на свои официальные языки. Для сравнения, по данным ЕС, патент в США обходится в 1850 €. Стоит отметить, что все субъекты ЕС, имеющие право на Единый патент, смогут подать на него заявку, включая тех, кто находится в Италии или Испании.

Предполагается, что 25 государствами-членами ЕС будут приняты 2 регламента: один о самой системе Единого патента и другой о языковом режиме патентов. Третьей опорой единой патентной системы является разрешение споров. В соответствии со статьей 257 ДФЕС будет создан специализированный трибунал - Единый Патентный суд при Трибунале. На заседании Совета 29.06.2012 был разрешен принципиальный вопрос о его месторасположении: центральное подразделение будет находиться в Париже, а еще два - в Лондоне (химия, включая фармацию, классификация С, человеческие потребности, классификация А) и Мюнхене (механика и классификация F).

Первый председатель суда будет из Франции как страны, где находится центральное подразделение Единого патентного суда. Единый патентный суд будет иметь исключительную компетенцию по спорам в отношении действительности Европейского единого патента, что позволит исключить ситуации, при которых существует множество судебных процессов в разных и постановления разных судов будут различными странах относительного одного и того же патента. Это также снизит затраты на ведение дел.

Будущая система Единого патента предполагает, что патент будет действителен во всех участвующих государствах, получаться по единой заявке, а языковой режим будет близок к текущему по конвенции о Европейском патенте, где рабочими языками являются английский, французский, немецкий.

Говоря о правовой базе, на которой основывается создание системы Единого патента, необходимо отметить, что в соответствии с п. 3  статьи 3 Договора о Европейском союзе (ДЕС), Союз создает внутренний рынок, старается обеспечить устойчивое развитие Европы на основе сбалансированного экономического роста, способствует научно-техническому прогрессу. Создание правовых условий, позволяющих предприятия приспособить свою деятельность по производству и распространению продуктов сквозь границы государств-членов и предоставляющих компаниям больший выбор и вызможности, что соответствуют достижению этой цели. Единый патент является собой средство достижения, которое имеет единый эффект на внутреннем рынке и поэтому должно быть предоставлено компаниям. И в соответствии со статьей 118 Договора о функционировании Европейского союза (ДФЕС) и в контексте сохдания и функционирования внутреннего рынка, меры должны включать в себя создание единообрзаной системы охраны патентов в Союзе и создание общесоюзной централизованной выдачи, координации и надзора. Создание системы единого патента для группы государств-членов повысит уровень патентной защиты предоставлением возможности получения единообрзаной патентной защиты в государствах-участниках системы и снизить издержки и затраты. Такие меры способствовуют достижению целей Союза, охраняют его интересы и укрепляют его интеграционный процесс. в полном соответствии с п. 1 статьи 20 ДЕС.

Исключительная компетенция Союза закреплена в п. 1 статьи 3 ДФЕС и не включает в себя создание единой патентной охраны. Соответственно, создание европейских прав на результаты интеллектуальной дейятельности (которые иногда называют Европейской интеллектуальной собственностью) основывается на положения статьи 118 ДФЕС, прямо предусматривающей, что "в рамках создания или функционирования внутреннего рынка Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры по учреждению европейских правоустанавливающих документов с целью обеспечить единообразную защиту прав интеллектуальной собственности в Союзе и по введению централизованных режимов санкционирования, координации и контроля на уровне Союза". Отдельное положение устанавливает обязанность Совета в этом же пункте, указывая, что "Совет, постановляя в соответствии со специальной законодательной процедурой, устанавливает посредством регламентов лингвистические режимы европейских правоустанавливающих документов. Совет постановляет единогласно после консультации с Европейским парламентом." Данная статья находится в главе 3 - Сближение законодательств - раздела VII - Общие правила о конкуренции, налогообложении и сближении законодательств, и прямо ссылается на создание и функционирование внутреннего рынка, что является одной из совместных компетенций Союза в соответствии со статьей 4 ДФЕС. Таким образом создание такой системы, включая соответствующие положения о переводах, подпадает под неисключительную компетенцию Союза, что также подтверждается решением Совета ЕС от 11.02.2011. Как и при любом проекте, созданном в соответствии с дополнительной компетенцией - механизмом продвинутого сотрудничества - государств-члены, не принимающие в нем участие, вправе присоединиться на основании статьи 328 ДФЕС

Голосование по принятию актов единой патентной системы ЕС назначено на июль 2012 года. Сразу за этим Советом будут приняты 2 регламента. Принятие соглашения о Едином патентном суде потребует ратификации государствами-членами и после ратификации минимум 13 государствами оно вступит в силу, вероятно в начале 2014 года, как и оба регламента о Едином патенте.

Проекты регламентов, предложенных Комиссией расположены здесь и здесь.

Ваша оценка: Нет (5 голосов)

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <h1> <h2> <h3> <h4> <b> <i> <br> <p> <style> <center>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

Подробнее о форматировании

Подписка