Налоговая политика ЕС: грядущие изменения

Автор: 
Арабей Елизавета

Налоговая политика ЕС сформирована в соответствии с Коммюнике Европейской Комиссии от 23 мая 2001 года о «Налоговой политике в ЕС – приоритеты на будущие годы». В своем информационном сообщении Европейская Комиссия еще раз повторила, что нет необходимости в гармонизации национальных налоговых систем государств-членов ЕС. Право выбирать приемлемую систему налогообложения оставлено государствам-членам ЕС, при условии, что они уважают и соблюдают законодательство ЕС. Кроме того, любые предложения органов ЕС в сфере налогообложения должны быть представлены в соответствии с принципами субсидиарности и пропорциональности. Наднациональные органы ЕС осуществляют свою деятельность по налоговым вопросам только в том случае, если государство-член ЕС не может эффективно решить возникшие проблемы. По сути проблемы возникают из-за отсутствия должного уровня координации между налоговыми политиками государств-членов ЕС.

Коммюнике Европейской Комиссии направлено на решение вопросов налогообложения физических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в пределах Общего рынка, сосредотачивая свое внимание на устранении проблем налогообложения при трансграничной экономической деятельности. Такое отдельное внимание к налогоплательщикам связано с тем, что Европейская Комиссия, как институт исполнительной власти ЕС, должна гарантировать совместимость налоговой политики ЕС с основными целями ЕС, такими как экономический рост, развитие и процветание, а также увеличение уровня занятости, достижения поставленных целей в сфере охраны окружающей среды и энергетики.

Таким образом в ЕС достигается координация между государствами-членами ЕС и самим ЕС для решения проблем в сфере налогообложения компаний, НДС, акцизных обязательств, транспортных налогов. Кроме того Европейская Комиссия должна более активно принимать решения в отношении правовых норм по налогообложению государств-членов ЕС, которые не соответствуют учредительным договорам актам ЕС.

Другая область деятельности Европейской Комиссии, напрямую связанная с налогообложением, это исследования и инновации. В своем Коммюнике СОМ (2006) 728 Европейская Комиссия анализирует варианты более эффективного использования налоговых льгот и преференций для компаний, занимающихся исследованиями и инновациями. Возможные варианты таких преференциальных режимов разъясняются во взаимосвязи с правовыми условиями, вытекающими из основных принципов правовой системы и прецедентного права ЕС. В Сообщении государствам-членам ЕС даны рекомендации по координации и развитию правовых норм в этой области.

Европейская Комиссия предприняла некоторые шаги для улучшения управления в сфере налогообложения, а именно обеспечение прозрачности, обмена информации и честной конкуренции без косвенного налогообложения, что было освещено в Коммюнике (COM 2009) 201. Информационное сообщение разработано для того, чтобы определить роль ЕС в управлении сферой прямого налогообложения, как в ЕС, так и за его пределами. Соглашения с третьими странами по поводу эффективного управления в сфере налогообложения разработаны с целью обеспечения защиты государственных доходов от социальных и государственных служб путем координирования экономических систем, а в результате обеспечения экономического роста и эффективной политики в сфере занятости.

Отнесение налоговых вопросов к финансовой сфере деятельности Европейской Комиссии стало важной частью развития и гармонизации законодательства в сфере финансов ЕС. Европейская Комиссия обнародовала рекомендацию от 19.10.2009, которая поясняет, как государства-члены ЕС могут облегчить процедуру получения налоговых льгот на дивиденды, проценты и другие способы обеспечения обязательств, поступающие от резидентов другого государства-члена ЕС. Рекомендация разработана с целью гарантировать, что процедуры получения налоговых льгот не нарушают основы Общего рынка.

Мировой финансовый и экономический кризис повлек за собой ряд глобальных изменений. К таким изменениям относятся и изменения в финансовой и экономической, а следовательно, правовой системах ЕС.

Европейская Комиссия, как институт ЕС, имеющий исключительное право вносить предложения в законодательные институты, предложил ввести новые типы налогов, как на уровне ЕС, так и во всех развитых странах. Предложение обусловлено необходимостью смягчить последствия финансового кризиса за счет пополнения бюджетов и, следовательно уменьшения государственных долгов развитых стран. Кроме этого, денежного финансирования требуют рост и развитие экономики, а также вопросы изменения климата и защиты окружающей среды, которые ЕС обозначает как одни из приоритетных в процессе выполнения стратегии «Европа 2020».

Предложение Европейской Комиссии заключается во введении двух типов налогов. первый из них вводится на уровне ЕС и взимается за финансовую деятельность финансового сектора ЕС, а второй налог должен стать общемировым и взиматься за совершение финансовых операций.

Налогом на финансовую деятельность (Financial activities Tax, FAT), по предложению Европейской Комиссии, будут облагаться все доходы и вознаграждения, полученные финансовыми организациями. Этот налог относится к финансовым корпорациям, а не к физическим лицам, участвующим в финансовых операциях.

Налог на финансовые операции (Financial Transaction Tax, FTT), введение которого особенно поддерживают Германия и партия Европейский Социалистов, напротив, будет налагаться на любые движения капитала, включая собственный капитал компании, облигации и производные ценные бумаги. Введение такого налога будет возможно только в случае, если соглашение о его введении будет подписано на мировом уровне. Такое условие не часто встречается в налоговой сфере. Комиссар Европейской Комиссии по налоговой политике Альгирдас Семета пояснил, что при отсутствии международного одобрения предложенного нововведения, такой налог следует принять хотя бы на уровне ЕС.

Банки и другие компании, предоставляющие финансовые услуги, стали одной из основных причин финансового кризиса, но все же получили в последние два года значительную государственную поддержку. Европейская Комиссия предполагает, что таким образом можно призвать финансовые организации к ответственности и заставить их внести свой вклад в восстановление экономики и финансового сектора.

Финансовый операции, кроме всего прочего, не подвергаются значительному налогообложению. Многие банки, например, не платят НДС и пользуются другими налоговыми преференциями. Такие обстоятельства опять же позволяют Европейской Комиссии потребовать увеличения налоговых обязательств для финансовых организаций. Государственная прибыль от таких изменений в налоговой сфере будут гарантировать справедливое участие финансовых организаций в формировании государственных бюджетов.

При этом международный налог на финансовые операции станет еще одним источником государственных доходов. такие доходы могут быть использованы на финансирование международной деятельности, такой как помощь развивающимся странам, а также борьба с глобальным изменением климата.

Кроме этого, Европейская Комиссия проведет оценку положительного влияния таких налоговых нововведений на экономику. Официальный Брюссель оценивает доходы от введения налога на финансовую деятельность на уровне ЕС в 25 млрд. евро в год, при условии, что налоговая ставка составит 5%. Налог на финансовые операции по подсчетам Европейской Комиссии будет приносить около 60 млрд. евро, при условии, что FTT будет применяться во всем мире, а ставка составит 0,1%. А если в объект налогообложения будут включены операции с производными ценными бумагами, то доход от такого налога будет составлять около 600 млрд. евро в год.

Европейские правительства проанализируют и представят свои соображения по поводу двух налоговых нововведений до проведения следующего саммита большой двадцатки (G20) в ноябре этого года. На саммите будет представлена общая позиция ЕС по вопросам внесения изменений в системы налогообложения.

Пока трудно делать прогнозы относительно введения таких налогов и их последующей действенности, но можно сказать одно: мнения по поводу необходимости их применения расходятся даже в самой Европейской Комиссии. В отличие от Комиссара по налоговым вопросам, его коллеги Комиссар по бюджетным вопросам и торговле выразили сомнения в необходимости и эффективности такого нововведения в налоговой сфере. Депутат Европейского Парламента представитель по экономическим и валютным вопросам от фракции Консерваторов и Реформистов Кей Свимберн заявил, что такой налог не должен быть введен, так как он может серьезно повлиять на экономический рост и развитие ЕС. По его словам 71% европейского FTT будет платить Великобритания, а это в 4 раза больше, чем Германия, а также более чем в 10 раз больше, чем Франция. Социалисты ждут от Европейской Комиссии регулирования мирового финансового сектора, так, как будто все мировые финансы сосредоточены в пределах ЕС. На практике финансовые рынки очень мобильны и глобальны. Введение такого налога может сделать ЕС средой, менее привлекательной для бизнеса.

 

 

Ваша оценка: Нет (13 голосов)

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <h1> <h2> <h3> <h4> <b> <i> <br> <p> <style> <center>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

Подробнее о форматировании

Подписка