Новое в сфере охраны окружающей среды ЕС

Автор: 
Арабей Елизавета

В рамках новой европейской стратегии «Европа 2020» ЕС уделяет большое внимание защите окружающей среды, как вспомогательному элементу в разумном, устойчивом и всеобъемлющем росте экономики государств-членов ЕС.

Перове сентября стало для европейцев не только первым днем осени, но и первым днем запрета на лампы накаливания мощностью 75 W, а также началом отсчета в процессе достижения хорошего уровня окружающей среды морских пространств ЕС. А теперь обе новости по порядку.

  • О лампах накаливания.

Одним из факторов развития в сфере защиты окружающей среды является целесообразное использование ресурсов. Реализуя стратегию «Европа 2020» ЕС начал постепенно отказываться от использования ламп накаливания.

В прошлом году запрет на распространение коснулся ламп накаливания с мощностью 100W, а с 01.09.2010 года ЕС отказывается от использования ламп накаливания мощностью 75W. Розничная продажа таких лампочек с первого сентября не прекратится, пока они не закончатся на складах оптовиков. Такие меры вызваны нецелесообразностью использования ламп накаливания с точки зрения энергетической эффективности: лампы накаливания потребляют очень много энергии для производства света, в отличие от новых энергосберегающих ламп, использование которых пропагандируется по всему миру. Энергосберегающие лампы используются в 6-10 раз дольше ламп накаливания,  тем самым принося экономию своих пользователям.

Постепенно все лампы накаливания выйдут из оборота: в следующем году будет введен запрет на распространение ламп накаливания мощностью 60W, еще через год – 40W, ну а потом и 25W. Их место займут светодиоды, компактные лампы дневного света (энергосберегающие лампы) и или галогеновые лампы (улучшенные лампы накаливания).

Комитет по охране окружающей среды Европарламента поддержал идею постепенного исключения ламп накаливания из оборота. Сторонники этой программы утверждают, что, отказавшись от использования ламп накаливания, европейцы сэкономят столько электричества в год, что можно осветить всю Румынию, а выброс углекислого газа уменьшится на 15 млн. тонн в год.

  • Об охране окружающей среды в морском пространстве ЕС. 

1 сентября 2010 года Европейская Комиссия приняла Решение, устанавливающее критерии, необходимые для достижения хорошего состояния окружающей среды в морском пространстве ЕС (далее Решение). Определение данного критерия является одним из требований Рамочной Директивы о политике в сфере использования морских ресурсов ЕС (далее – Рамочная Директива о морской политике).

Комиссар ЕС по охране окружающей среды Янез Поточник о принятом Решении.

Мы хотим, чтобы наше морское пространство было экологически чистым и приносило прибыль. Сегодняшнее решение – это точка отсчета в достижении главной цели – хорошего состояния окружающей среды в морском пространстве ЕС.

Правовая основа принятия Решения.

В июне 2008 года ЕС принял Рамочную Директиву о морской политике (далее -  Директива). Основной целью этой Директивы является защита морской среды по всей Европе. К 2020 году, согласно Директиве, ЕС достигнет хорошего уровня защиты окружающей среды в морях Европы, а также обеспечит ресурсную базу, от которой зависит экономика  и социальная сфера территорий государств-членов ЕС, прилегающих к морям. Директива устанавливает, что защита морской среды является важнейшим компонентом в новой морской политике ЕС, разработанной, чтобы использовать весь экономический потенциал океанических и морских вод ЕС в гармонии с защитой морской среды.

Директива делит морскую территорию ЕС на регионы по географическим и природным критериям. Согласно новой морской стратегии, каждое государство-член ЕС, находясь в тесном сотрудничестве с другими государствами-членами, а также третьими странами, находящимися в соответствующем морском регионе, развивают региональные морские стратегии. В соответствие с Директивой, в первую очередь каждое государство-член ЕС должно разработать программу эффективного использования бюджетных средств. Каждая стратегия должна содержать детализированную оценку состояния морской среды, определение понятия «хорошее состояние окружающей среды» для конкретного морского региона, цели и задачи, благодаря которым может быть достигнуто «хорошее состояние окружающей среды», а также программы мониторинга состояния морской среды.

В случае если государство-член ЕС не может достичь поставленных целей в силу особенностей соответствующего региона, ЕС примет специальные меры, применимые к конкретной ситуации.

Цели и задачи Директивы соответствуют Водной Рамочной Директиве 2000 года, которая устанавливает, что внутренние поверхностные и подземные воды должны быть приведены в экологическое соответствие стандартам к 2015 году, а пересмотр планов управления речными бассейнами должен произойти в 2020 году.

Критерии и методологические стандарты определения состояния окружающей среды выделены в Приложение к Решению.

Первая часть Приложения -  условия применения критериев и стандартов в определении хорошего состояния окружающей среды морского пространства. К ним относятся:

  1. Использование действующего законодательства ЕС, а именно Директивы 2000/60/EC (Водная Рамочная Директива), 2008/105/EC , 92/43/EEC, 2009/147/EC, Регламент Совета Европы 199/2008, а также отчеты рабочих групп, созданных Объединенным Исследовательским Центром и Международным Советом по исследованию морей, и другие законодательные акты, касающиеся вышеозначенных вопросов.
  2. Хорошее состояние окружающей морской среды подразумевает, что все действия человека направлены на защиту и сохранение природного многообразия и богатства на территории данного морского региона.
  3. Временная и пространственная степень воздействия на окружающую среду изменяется в  зависимости от типа воздействия и чувствительности среды к данному виду воздействия. Это значит, что для достижения необходимых результатов должны использоваться разные подходы, в зависимости от происходящих процессов, а следовательно проведение оценки отдельных критериев может производиться на небольшом участке и иметь разные показатели по сравнению с другими участками данного региона.
  4. Проведение комплексной оценки распространения и интенсивности воздействия на экосистему.
  5. Возможность применять отдельные показатели может быть  разной в зависимости от ситуации и конкретной экосистемы, то есть, к некоторым экосистемам могут быть неприменимы критерии, применяемые к другим экосистемам.
  6. Для определения состояния окружающей морской среды государства-члены-ЕС должны сопоставить все критерии, определяемые во второй части Приложения.
  7. Оценивая состояние окружающей морской среды необходимо учитывать условия изменения климата и другие факторы, которые могут повлиять на правильную оценку.

Во второй части Приложения приведены критерии, которые должны быть соблюдены для того, чтобы состояние окружающей морской среды подпадало под понятие «хорошее», о котором было сказано выше:

  1. Биологическое разнообразие поддерживается. Наличие и качество обитателей, распространение и изобилие видов соответствует физиографическим, географическим и климатическим условиям.
  2. Виды, не свойственные данному региону, занесенные в него человеком находятся на таком уровне, который не может изменить экосистему региона.
  3. Популяции добываемых в коммерческих целях видов рыб и ракообразных находятся на уровне, выше допустимых биологических лимитов.
  4. Все элементы морских пищевых цепей присутствуют в достатке и разнообразии в том виде и качестве, в котором они известны. Представленные пищевые цепи могут гарантировать долгосрочное изобилие видов и сохранение их репродуктивных способностей.
  5. Загрязнение водорослями, вызванное человеком, особенно его неблагоприятные последствия, такие как потери биологического разнообразия, деградация экосистемы, дефицит кислорода, цветение воды, которое может нанести вред экосистеме, сведены к минимуму.
  6. Сохранность морского дна находится на таком уровне, на котором можно гарантировать, что структура и функции экосистемы находятся под защитой, а придонные экосистемы не подвергаются вредному воздействию.
  7. Постоянное изменение гидрографических условий не наносит вредного воздействия морским экосистемам.
  8. Концентрация вредных веществ находится на уровне, не вызывающим риск загрязнения водной среды.
  9. Вредные вещества, содержащиеся в рыбе и морепродуктах, предназначенных для питания человека, не превышают уровня, установленного нормами ЕС или другими применимыми стандартами качества.
  10. Свойства и количество морского мусора не наносят вреда прибрежной и морской окружающей среде.
  11. Внешнее внедрение энергии (тепловой, электромагнитной, световой), включая подводный шум, не оказывают негативного влияния на морскую окружающую среду.

 

 

 

Ваша оценка: Нет (4 голоса)

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <h1> <h2> <h3> <h4> <b> <i> <br> <p> <style> <center>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

Подробнее о форматировании

Подписка