Вступление в ЕС: турецкий вопрос

Автор: 
Арабей Елизавета

Порядок вступления в ЕС

На сегодняшний день ЕС насчитывает 27 государств-членов. Все эти государства присоединялись к ЕС в разное время в соответствии с договорами о присоединении. ЕС открыт для новых государств, желающих вступить в союз и стать его частью. Однако такое предложение было бы не корректно без обозначения определенных критериев, соблюдение которых обязательно для государств-кандидатов.

Итак, для того, чтобы стать государством-кандидатом на вступление в ЕС государство должно соответствовать следующим критериям:

  • быть европейским, то есть принадлежать к европейской цивилизации, независимо от территориального положения государства;
  • уважать основные принципы Договора о ЕС, а именно: принципы демократии, свободы, уважения прав и свобод человека и гражданина, господства права;
  • стабильное функционирование и развитие государственных и общественных институтов;
  • быть демократическим и предоставлять своим гражданам гарантии демократии;
  • обеспечивать верховенство права и закона, соблюдение прав челолвека и гражданина, включая защиту национальных меньшинств;
  • наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения;
  • достижение совместимости правовой системы с правовой системой ЕС.

При наличии всех указанных критериев, и, следовательно, после подачи заявки на вступление в ЕС, государство становится кандидатом. После подачи заявки Европейская Комиссия проводит переговоры с государством-кандидатом о состоянии дел и соответствию вышеозначенным критериям. По результатам проведенных переговоров Европейская Комиссия  предоставляет отчеты в Совет. В случае, если Совет единогласно одобряет кандидатуру, следующим этапом государство должно пройти одобрение в Парламенте. После того, как Европейский Парламент абсолютным большинством голосов одобряет вступление государства в ЕС, созывается конференция представителей всех государств-членов ЕС, на которой подписывается договор о присоединении. Договор подлежит ратификации во всех государствах-членах ЕС и в самом государстве-кандидате, которое после проведения ратификационных процедур становится государством-членом ЕС.

В настоящий момент кандидатами на вступление в ЕС, то есть государствами, подавшими заявку,  являются Исландия, Македония, Турция и Хорватия. Кроме этого существует ряд государств-членов ЕС, вступивших в ЕС с изъятиями (Великобритания, Ирландия, Дания, Швеция), а также государства, не вступившие в ЕС, но использующие часть правовой системы ЕС в своем правовом поле (Норвегия, Исландия, Швейцария).

Турецкий вопрос

Вступление Турции в ЕС является предметом ожесточенных дебатов лидеров государств-членов ЕС.

Историческая справка.

Турция подала заявку на вступление в ЕС еще в 1959 г. Но в 1960 г. в Турции произошел переворот, и процесс вступления замедлился. В 1963 г. был подписан Договор об ассоциации, в котором стороны оговорили три этапа интеграции, которые должны привести Турцию к членству в ЕС. В 1987 г. Турция подала официальную заявку на вступление в ЕС, но этот шаг также не был решающим в череде попыток стать «частью целого». 29 июня 2005 года Еврокомиссия обнародовала официальное предложение начать переговоры с Турцией по вопросу ее вступления в Европейский союз 3 октября 2005г. Комиссар Еврокомиссии по вопросам расширения Олли Рен заявил, что решение принято после «долгих и ожесточенных дебатов», отражающих нежелание ряда ее членов видеть в своих рядах эту страну.

Почему нет?

Существует достаточное количество причин, благодаря которым Турция могла бы вступить в ЕС: это единственное светское государство мусульманского мира, а также восточный форпост НАТО, у Турции самая мощная в мире армия и неплохой потенциал развития. Однако, Турция до сих пор не государство-член ЕС, и на это существует ряд причин, как внутри Турции, так и вне её пределов.

К внутренним проблемам Турции можно отнести недостаточный уровень экономического и финансового развития. Турецкая экономика не так хорошо развита как экономика государств-членов ЕС. А уровень инфляции снизился только к октябрю 2004 г. В контексте таких проблем европейские лидеры сомневаются, сможет ли ЕС взять на себя такую страну, как Турция, вместе с её гражданами и довести её до экономического уровня государств-членов ЕС.

По поводу экономических проблем высказался глава делегации Турции на переговорах по вступлению в ЕС Егемен Багис, который назвал Турцию не обременением, а активом, то есть приобретением для ЕС.

К внешнеполитическим проблемам относятся турецко-греческие разногласия по поводу северной территории Кипра, неурегулированность турецко-армянских взаимоотношений, прежде всего из-за трагических событий 1915-1923 годов («геноцид армян»), а также курдская проблема. Кроме этого препятствием для вступления Турции в ЕС можно назвать страх европейцев перед исламом и исламским обществом. Развитию такого негативного отношения способствовали события 11 сентября 2001 годы в США, а также другие террористические акты. Турция насчитывает более 70 млн. населения, что позволит ей получить наибольшее представительство в Европарламенте. Этот фактор также не является утешающим для большинства европейских государств, желающих сохранить свои устои, а не стать жертвой турецкой оккупации.

Современный этап развития европейско-турецких взаимоотношений

В 2009 году Президент Турции, Абдулла Гюль высказался о возможности «норвежского варианта» развития турецко-европейских отношений. Норвегия, как известно, не является членом ЕС, но входит в шенгенскую зону, проводит реформы в соответствии с политикой ЕС и придерживается европейских стандартов и норм. По его словам главное для Турции не сам факт вступления в ЕС, а изменение турецкой государственности в соответствии с принципами ЕС.

29 сентября 2010 года глава делегации Турции на переговорах по вступлению в ЕС Егемен Багис предложил государствам-членам ЕС провести референдумы по вопросу вступления Турции в ЕС. Кроме этого им было сделано много громких заявлений относительно турецкой экономической мощи. Багис уверен, что после проведения переговоров Франция и Германия изменят свое мнение относительно вступления Турции.

Багис, как и Президент Гюль, не исключает «норвежского варианта» развития отношений. В отличие от них Бахадир Калеагаси, международный координатор ассоциации турецкой промышленности и бизнеса, считает, что для турецкого бизнеса есть единственный возможный вариант развития – вступление в ЕС, при этом норвежский вариант или какой-либо другой вариант не примелем без полноправного членства Турции в ЕС.

Таким образом, вступление Турции в ЕС является с одной стороны необходимостью для обоих сторон, обусловленной геополитической ситуацией, но, с другой стороны, встречает ряд препятствий, вытекающих из исторических, экономико-социальных и политических проблем турецкого государства. От решения, которое будет принято Турцией и объединенной Европой зависит, сможет ли Турция стать моделью демократических преобразований для всего мусульманского мира, своеобразным мостом между двумя мировыми цивилизациями, ключом к налаживанию и укреплению их мирного сосуществования и сотрудничества.

 

Ваша оценка: Нет (10 голосов)

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <h1> <h2> <h3> <h4> <b> <i> <br> <p> <style> <center>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

Подробнее о форматировании

Подписка