Автор: Арабей Елизавета
Свобода передвижения лиц – один из четырех основных принципов функционирования Внутреннего рынка ЕС. Основные положения, касающиеся свободы передвижения лиц заложены учредительных договорах и в Директиве 2004/38 о свободе передвижения лиц. Эта Директива раскрывает сущность фундаментального права граждан ЕС на свободное передвижение и устанавливает соответствующие ограничения этого права по соображениям общественного порядка, общественной безопасности или общественного здоровья. Такое право, бесспорно, является фундаментальным правом для каждого гражданина ЕС, так как позволяет свободно перемещаться и выбирать место жительства в соответствии с наилучшими условиями для жизни, а также предоставляет возможность выбора работы, независимо от национальной принадлежности и изначального государства проживания. Свобода передвижения работников, как одна из составляющих свободы передвижения лиц, заключается в наличии у работника права принимать реально сделанные предложения работодателей, беспрепятственно перемещаться внутри ЕС в целях трудоустройства, оставаться на территории государства-члена ЕС как в целях трудоустройства, так и после окончания трудовой деятельности.
В последнее время возникла ситуация, прямо касающаяся применения на практике принципа свободы передвижения лиц внутри ЕС. Дело в том, что цыгане являются самой большой группой среди этнических меньшинств, распространенных в ЕС. Цыгане проживают в разных частях ЕС небольшими группами. По данным Европейской Комиссии в ЕС проживает около 11 млн. цыган. В связи с расширением ЕС многие цыгане из восточной Европы (Румыния, Болгария, Чехия) перемещаются в Западную, так как социальный и экономический уровень государств Западной Европы значительно выше недавно вступивших в ЕС государств Восточной Европы. В настоящее время Франция проводит процедуры по выдворению из страны цыган. Такие меры, по мнению официальных лиц Франции, необходимы для поддержания общественного порядка и безопасности граждан. Такой подход к решению проблем малочисленных этнических групп не соответствует социальной политике ЕС и нормам относительно свободы передвижения лиц в ЕС.
В связи с этим Европейская Комиссия решила дать Франции возможность доказать, что действия французских официальных лиц в отношении цыган не противоречат законодательству и социальной политике ЕС и не нарушают гарантированную свободу передвижения граждан в пределах ЕС. Официальный Брюссель пригрозил Франции судебным процессом по факту не проведения процедур гармонизации европейского законодательства о свободе передвижения лиц, которое является первопричиной депортации цыган из Франции. Европейская Комиссия напомнила, что право каждого гражданина на свободное перемещение по территории ЕС является одним из фундаментальных принципов права ЕС. На данном этапе Европейская Комиссия предполагает, что Франция еще не имплементировала в национальное законодательство Директиву о свободном передвижении лиц.
Европейская Комиссия направила Франции официальное письмо с предложением провести гармонизацию национального законодательства, а также поставила перед французскими официальными лицами ряд вопросов о применении мер по репатриации (возвращение в страну происхождения) этим летом.
Франция, в свою очередь, заверила Европейскую Комиссию, что её требования будут соблюдены: законодательство будет приведено в соответствие в кратчайшие сроки. Но, по словам представителя Европейской Комиссии Комиссара по делам правосудия Вивиан Рединг, заверения Франции не являются достаточным основанием для прекращения расследования. В случае, если Франция не устранит нарушения, Европейская Комиссия должна будет начать судебный процесс против Франции. Рединг запросила у официального Парижа ряд документов, среди которых приказы о репатриации цыган.
Стоит заметить также, что многие государства-члены ЕС проводили действия по репатриации цыган, например, Италия. Такое положение вещей говорит о том, что заселение территории ЕС цыганами становится проблемой для государств-членов ЕС. В связи с этим, Европейская Комиссия заявила, что в апреле 2011 года будет представлены основные положения для Стратегии национальной интеграции цыган. В стратегии будет проведена оценка использования национального и европейского финансирования, а также представлены предложения для более эффективного использования финансирования для борьбы с притеснениями цыган. Государствам-членам ЕС предложено представить свои национальные стратегии помощи и содействия цыганам, которые станут частью национальных программ, направленных на борьбу с бедностью и безработицей.
Таким образом, дальнейшие события в этой области будут зависеть от того, представит ли Франция проект предложений по имплементации Директивы о свободном передвижении лиц до 15 октября. В случае, если сроки будут соблюдены, Европейская Комиссия, понимая сложность положения французских властей, а также имея представление об аналогичных мерах со стороны других государств-членов ЕС, не будет инициировать судебное разбирательство.