Новая европейская стратегия «Европа 2020»

Автор: Арабей Елизавета

В марте 2010 года была одобрена новая европейская стратегия экономического развития на ближайшие 10 лет – «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста».

Жозе Мануэль Баррозу о стратегии «Европа 2020».

2010 год должен стать для Европы новым началом. После кризиса Европа должна стать сильней, чем раньше. Экономические реалии развиваются быстрее политических, как мы убедились  на примере экономического кризиса. Следует признать, что возрастающая независимость экономики требует более решительных и согласованных действий на политическом уровне.

За последние 2 года очень возрос уровень безработицы. Это привело к увеличению долговых обязательств на многие года, а также к возрастанию социального напряжения. Проблемы европейской экономики вышли на поверхность. Будущее ЕС зависит от того, с какими результатами Европа выйдет из кризиса.

Для достижения устойчивого роста в будущем мы должны обозревать ситуацию более чем на ближайшее будущее. Европа должна вернуться в строй и остаться в нем – это основная задача стратегии «Европа 2020». Такой подход касается устранения безработицы, улучшения качества жизни граждан ЕС. Ближайшие несколько лет работы покажут, может ли Европа достичь разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста, найти способы создания новых рабочих мест и обозначить направление развития для общества.

Европейская Комиссия предлагает пять основных направлений деятельности¸ которыми стоит руководствоваться европейским государствам: занятость; исследования и инновации; изменение климата и энергетика; образование; борьба с бедностью.

Цели «Европы 2020» амбициозны, но достижимы. Они подкреплены конкретными предложения, которые будут содействовать в их достижении. Флагманские инициативы, обозначенные в стратегии «Европа 2020», показывают, какой вклад ЕС готов внести в мировой экономический порядок. У ЕС есть все необходимые инструменты для управления новым экономическим порядком, который будет поддерживаться с помощью Внутреннего рынка, бюджета, предпринимательства, внешней политики, а также силами Экономического и Валютного Союза. Наш новый экономический курс требует скоординированных действий государств-членов ЕС, включая социальное партнерство и кооперацию в сфере вопросов гражданского общества. Если европейские государства будут действовать совместно, ЕС выйдет из кризиса победителем.

Чем объясняется принятие новой стратегии?

Последние 2 года Европа, да и весь мир, столкнулись с тяжелейшим экономическим кризисом со времен Великой Депрессии. В результате Европа сделала шаг назад в экономическом плане и в общем развитии ЕС. Высокий уровень безработицы, медленный экономический рост, возрастающий уровень внешнего долга – такие проблемы выделяет ЕС на сегодняшний день. Несмотря на то, что экономическая ситуация начинает выправляться, она пока остается нестабильной. Все это происходит на фоне участия Европы в решении долгосрочных общемировых задач: глобализация, нехватка природных ресурсов, изменение климата, старение нации.

По глубокому убеждению лидеров ЕС, только совместные действия всех государств-членов помогут Европе успешно выйти из кризиса. Стратегия «Европа 2020» раскрывает европейскую социально-экономическую концепцию 21-ого века. Стратегия дает понять, как Европа собирается выходить из кризиса  и как повернуть сегодняшнюю нестабильность в сторону разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста и развития. Для достижения необходимых результатов Европе понадобится усиление управления экономикой.

Какие цели ставит перед собой Европа?

«Европа 2020» устанавливает три основных фактора укрепления экономики:

— Разумный рост: развитие экономики, основанное на знаниях и инновациях.

— Устойчивый рост: создание экономики, основанной на целесообразном использовании ресурсов, экологии и конкуренции.

— Всеобъемлющий рост: способствование повышению уровня занятости населения, достижение социального и территориального согласия.

Необходимо определить, каких результатов Европа собирается добиться к 2020 году. В связи с этим ЕС ставит перед собой следующие главные цели:

— 75% населения в возрасте от 20 лет до 64 лет должны быть трудоустроены.

— 3% ВВП ЕС должно быть инвестировано в исследования и разработки.

— Достижение целей энергетической политики и политики по поводу изменения климата (включая 30%-ное снижение загрязнения окружающей среды).

— Доля учеников, бросивших школы, не должна превышать 10%. Не менее 40% молодежи должы иметь высшее образование.

— Сокращение числа людей, находящихся в опасности оказаться за чертой бедности, на 20 млн.

Для того, чтобы государства-члены смогли адаптировать стратегию «Европа 2020» к своей конкретной ситуации, Европейская Комиссия предлагает государствам трансформировать цели ЕС в свои национальные стратегии.

Цели отражают основную суть разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста, но они не являются исчерпывающими, ЕС ставит перед собой большое количество задач в ходе выполнения стратегии «Европа 2020». Для скорейшего развития и достижения поставленных целей ЕС считает приоритетными следующие 7 направлений деятельности:

— «Инновационный Союз» для улучшения условий и возможностей финансирования исследований и инноваций, чтобы гарантировать, что инновационные идеи будут использованы в товарах и услугах, что будет способствовать экономическому  росту и созданию новых рабочих мест.

— «Движение Молодежи» для усиления результативности образовательных систем и способствования привлечению молодых людей на рынок труда.

— «План развития цифровых технологий в Европе» для ускорения повсеместного развития высокоскоростного интернета и предоставления возможностей участия в общем цифровом коммерческом пространстве для частных физических и юридических лиц.

— «Целесообразное использование ресурсов в Европе»,чтобы сделать экономический рост независящим от ресурсов, способствовать переходу на экономику с низким содержанием углерода, увеличить использование источников возобновляемой энергии, провести модернизацию транспортного сектора и обеспечить разумное использование источников энергии.

— «Индустриальная политика, направленная на глобализацию» для улучшения предпринимательской среды, в особенности для среднего и малого бизнеса, для поддержки развития мощной и устойчивой промышленной  базы для повсеместной глобализации.

— «План по развитию новых способностей и увеличению количества рабочих мест», чтобы произвести модернизацию рынков труда, дать людям возможность получать новые знания и навыки, чтобы увеличить возможность трудоустройства, улучшения соотношения спроса и предложения на рынках труда, включая трудовую мобильность.

Европейская политика против бедности», чтобы социальное и территориальное взаимодействие было распространено на всей территории и достижения в сфере экономического развития и занятости населения помогали понижать уровень бедности по всему ЕС.

Семь основных направлений деятельности, изложенные выше, являются приоритетными как для ЕС, так и для государств-членов. Политические, экономические и социальные инструменты ЕС, в особенности Внутренний рынок, финансовые рычаги, инструменты внешней политики, будут задействованы в устранении препятствий и достижении целей «Европы 2020».

Кроме этого необходимо усилить управление экономикой. Две основные опоры «Европы 2020»:

1. решение тематических задач, отмеченных выше,  соединяя приоритеты и основные цели;

2. помощь государствам-членам в разработке своих стратегий развития.

Осуществления второй опоры предполагает разработку единых руководящих принципов по каждому направлению деятельности, направление рекомендаций европейским государствам, введение мер воздействия в случае отсутствия у государства-члена адекватной реакции на ситуацию, предоставление отчетов по проведению стратегии «Европа 2020» и оценка эффективности использования норм «Пакта о стабильности и процветании».

 Кто задействован в осуществлении стратегии «Европа 2020»?

Совет ЕС будет являться центральным узлом стратегии «Европа 2020», Европейская Комиссия будет отслеживать продвижение к целям, координировать политики государств-членов, вносить необходимые предложения для управления процессами и продвижения первоочередных задач. Европейский Парламент станет движущей силой стратегии, действующий в качестве законодателя по вопросам основных приоритетных направлений деятельности и в качестве силы, объединяющей граждан, выражающих мнение по поводу проводимой политики. Этот подход, основанный на кооперации органов власти ЕС также должен распространяться на комитеты, национальные парламенты, национальные, региональные и  местные власти, социальные силы,

и на все заинтересованные стороны и гражданское общество в целом, таким образом, чтобы задействовать в процессе реализации стратегии как можно больше сил Европы.

Факторы укрепления экономики и основные направления деятельности «Европы 2020».

1.       Разумный рост – экономика, основанная на знаниях и инновациях.

Разумный рост в понимании ЕС означает усиление взаимодействия научных знаний, исследований и инноваций с экономическим ростом и развитием ЕС. Этот фактор укрепления экономики включает в себя повышение качества образования, повышение качества проведения исследований, поддержка распространения инновационных технологий и знаний по всему ЕС, увеличивая доступа к информации и технологиям общения, а также гарантируя, что инновационные технологии будут использоваться в целях достижения глобальных социальных целей.

Действия в этом направлении откроют инновационные возможности европейских государств, улучшат результаты образовательного процесса, помогут в развитии экономических и социальных преимуществ цифрового общества. Все процессы должны осуществляться на уровне ЕС, национальном, региональном и местных уровнях.

Приоритетные направления деятельности:

1.       «Инновационный Союз»

Задача этого направления – перенацелить исследования, разработки и инновации на сегодняшние основные проблемы общества, такие как изменение климата, целесообразное использование энергии и ресурсов, демографические проблемы и проблемы здравоохранения.

На уровне ЕС Европейская Комиссия будет работать в следующих направлениях:

— завершить создание Европейского Пространства для Исследований и Инноваций, разработать стратегический план по исследованиям в области сохранения энергии, транспорта, изменения климата, целесообразного использования ресурсов, здоровья, старения, производства экологически чистых продуктов, управления земельными ресурсами, усилить сотрудничество с государствами-членами и регионами ЕС;

— улучшить основные условия для бизнеса и инноваций (создать Единое Патентное Бюро ЕС, специализированный Патентный Суд, модернизировать общие положения об авторском праве и товарных знаках, увеличить возможность использования защиты интеллектуальной собственности малыми и средними предприятиями, ускорить принятие взаимосвязанных стандартов);

— задействовать «Европейские Инновационные Партнерства» между ЕС и государствами-членами ЕС для ускорения развития и перераспределения технологий, необходимых для достижения поставленных целей. Это включает в себя «построение био-экономической среды-2020», «задействование технологий, чтобы сформировать европейское промышленное будущее», «технологии, позволяющие людям в пенсионном возрасте независимо существовать и активно принимать участие в жизни общества»;

— усилить и в дальнейшем развивать политические инструменты ЕС в целях поддержки развития и инноваций (структурные фонды, фонды поддержки развития, рамочная программа по исследования и разработкам), включая тесное сотрудничество с Европейским Инвестиционным Банком, упрощение административных процедур для получения финансирования, в особенности для средних и малых предприятий и в области стимулирующих инновационных механизмов, относящихся к рынку угольной промышленности.

— продвигать научные партнерства и усиливать взаимодействие образования, бизнеса, исследований и инноваций, поддерживать недавно созданные компании по разработке инновационных технологий.

На национальном уровне государства-члены ЕС будут работать в следующих направлениях:

— реформировать национальную и региональную системы исследований, разработок и инноваций, внедрить совместное создание программ и увеличить кооперацию с другими странами ЕС по вопросам финансирования, гарантировать распространение технологий по всему ЕС;

— гарантировать достаточную поддержку выпускников научных, математических и инженерных факультетов, изменить учебный план школьных занятий в соответствии с принципами развития творческих способностей, инноваций и предпринимательства;

— сделать приоритетным развитие научных знаний, используя налоговые рычаги и другие финансовые инструменты для увеличения инвестирования исследований, разработок и инноваций.

2.       «Движение молодежи»

Целью этого направления является увеличение международной привлекательности европейского высшего образования и повышение качества образования и обучения на всех уровнях в ЕС, сочетая вместе совершенство и равенство, с помощью предоставления обучающимся и обучающим возможности передвижения в пределах ЕС, улучшения ситуации в сфере занятости молодых специалистов.

На уровне ЕС Европейская Комиссия будет работать в следующих направлениях:

— внедрить и укреплять программы ЕС в сферах свободы передвижения, обучения в университетах, исследований и привязывать эти программы к национальным программам и возможностям государств-членов;

— проводить план модернизации высшего образования  (учебный план, финансирование и управление);

— исследовать пути продвижения предпринимательства через программы мобильности для молодых профессионалов;

— поддерживать одобрение неформального обучения;

— запустить в действие общие принципы занятости молодежи, устанавливающие принципы, способствующие уменьшению безработицы в среде молодежи.

На национальном уровне государства-члены ЕС будут работать в следующих направлениях:

— гарантировать достаточное инвестирование образования и обучающих систем на всех уровнях (от дошкольного до высшего);

— улучшить показатели в сфере образования в каждом сегменте (дошкольное, начальное, среднее, профессиональное и высшее образование).

— увеличить открытость и доступность образовательных систем с помощью создания национальных квалификационных стандартов;

— улучшить условия попадания молодежи на рынок труда с помощью принятия руководящих принципов, проведение консультаций, обучения.

3.       «План развития цифровых технологий в Европе»

Целью этого направления является получение устойчивой экономики и социальных благ путем создания Общего Цифрового Рынка ЕС, основанного на высокоскоростном интернете и совместимых приложений с возможностью широкополостного доступа для всех граждан ЕС к 2013 году, а также обеспечение увеличения скорости пользования интернетом  к 2020 году, а кроме того увеличение на 50% и более количества частных лиц, подключенных к интернету со скоростью более 100 Мбит/с.

На уровне ЕС Европейская Комиссия будет работать в следующих направлениях:

— обеспечить стабильную законодательную базу, которая будет стимулировать приток инвестиций в открытую и конкурентоспособную среду инфраструктуру, основанную на высокоскоростном интернете и на связанных с интернетом услугах;

— создать и развивать эффективную линию политики ЕС в данной сфере;

— способствовать возможности использования инвестиций в ходе выполнения данного плана действий;

— создать общий цифровой рынок с использованием сервисов и содержания Интернета;

— распространять доступ в Интернет среди граждан ЕС.

На национальном уровне государства-члены ЕС будут работать в следующих направлениях:

— разработать стратегии развития высокоскоростного Интернета, целевое финансирование, включая структурные фонды, в тех областях, которые не полностью инвестированы частными инвесторами;

— разработать законодательную базу для координации работ и уменьшения стоимости построения сети;

— продвигать размещение и использование современных сетевых сервисов (электронное правительство, здравоохранение «он-лайн», «умный дом»).

Устойчивый рост – продвижение идеи более целесообразного использования природных ресурсов, улучшения экологической обстановки и конкурентоспособности в экономике.

Устойчивый рост означает построение экономики на основании целесообразного использования ресурсов, устойчивой и конкурентоспособной экономики, используя лидерство Европы в разработке новых процессов и технологий, включая экологически чистые технологии. Такой подход должен привести Европу к малозагрязненному, наполненному природными ресурсами миру. Фактор устойчивого роста станет основой еще более углубленного экономического, социального и территориального  сплочения наций ЕС.

Приоритетные направления деятельности:

1.       «Целесообразное использование ресурсов в Европе»

Цель этого направления деятельности заключается в поддержке движение в направлении целесообразного использования ресурсов и низко-углеродной экономики, которая эффективно использует все возможные ресурсы. Необходимо отделить экономический рост от использования ресурсов и экономики, поддерживать идеи сохранения энергии.

На уровне ЕС Европейская Комиссия будет работать в следующих направлениях:

— мобилизовать финансовые рычаги ЕС, как составную часть инвестиционной политики, которая совмещает вместе ЕС, национальные публичные и частные фонды;

— улучшить основные принципы действия инструментов рынка торговля ценными бумагами, налоги и сборы в области энергетики, государственная помощь);

-вносить предложения относительно уменьшения использования углерода в транспортном секторе в поддержку возрастающей конкуренции в этой области;

— ускорить внедрение стратегических проектов для решения основных проблем ЕС;

— закончить построение единого энергетического рынка и ввести в действие Стратегический План Использования Энергетических Ресурсов, который строится на идее использования возобновляемой энергии.

— выступить с инициативой обновления европейских сетей, включая трансевропейскую энергетическую сеть, а также поддержать проекты создания инфраструктуры в балтийском, балканском, средиземноморском и евразийском регионах;

— одобрить и внедрить пересмотренный план по целесообразному использованию энергии и внедрить программу по целесообразному использованию ресурсов;

— определить основные направления деятельности в области структурных и технологических изменений, необходимых для достижения к 2050 году низкоуглеродной, благоприятной для окружающей среды экономики, целесообразно использующей ресурсы.

На национальном уровне государства-члены ЕС будут работать в следующих направлениях:

— поэтапно сокращать использование вредных для окружающей среды веществ с с помощью сокращения субсидий на вредные производства;

— использовать рыночные инструменты, такие как налоговые послабления и государственные закупки, чтобы адаптировать методы производства и потребления;

— развивать разумную, инновационную транспортную и энергетическую инфраструтуру;

— гарантировать скоординированное внедрение проектов инфраструктурных изменений;

2.       «Индустриальная политика, направленная на глобализацию»

Европейская Комиссия намерена работать с заинтересованными сторонами (в бизнесе, профсоюзах, учреждениях науки, организациях, защищающих права потребителей ) для разработки общих принципов современной индустриальной политики, поддержки предпринимателей, чтобы направить и помочь промышленности успешно перенести предполагаемые проблемы и изменения.

На уровне ЕС Европейская Комиссия будет работать в следующих направлениях:

— разработать индустриальную политику, которая создаст благоприятные условия для поддержания и развития сильной, конкурентоспособной и многообразной промышленной основы в Европе;

— разработать горизонтальные меры поддержания индустриальной политики ( разумное регулирование, современный подход к государственным закупкам, правила конкуренции и стандартизации);

— улучшить среду деятельности для бизнеса, в особенности для малых и средних предприятий;

— поддерживать интернационализацию средних и малых предприятий;

— поддерживать использование технологических и производственных методов, снижающих уровень потребления энергии;

— усилить конкуренцию в туристическом секторе экономики ЕС;

На национальном уровне государства-члены ЕС будут работать в следующих направлениях:

— улучшать среду деятельности для бизнеса;

— ослабить административное давление на компании, улучшить качество законодательства для компаний;

— работать совместно с заинтересованными лицами в разных секторах (бизнес, профсоюзы, научные организации, организации по защите прав потребителей).

Всеобъемлющий рост – экономика высокой степени занятости населения, стремящаяся к экономическому, социальному и территориальному объединению.

Всеобъемлющий рост экономики дает людям новые возможности с помощью высокого уровня занятости, инвестиций в знания и навыки, борьбы с бедностью и совершенствованием рынка труда, обучения и социальной защиты, которые вместе способствуют построению сплоченного, более социально однородного общества. Очень важно для усиления территориального единства, чтобы плоды экономического роста распространялись по всему ЕС, включая отдаленные регионы. Европе необходимо задействовать весь свой трудовой потенциал, чтобы достойно справится с такими проблемами, как старение нации и усиление мировой конкуренции.

Приоритетные направления деятельности:

1.       План по развитию новых способностей и увеличению количества рабочих мест»

Целью этого направления является создание необходимых условий для совершенствования рынка труда для увеличения занятости и гарантии стабильности общества. Наделяя европейцев новыми возможностями с помощью получения ими новых знаний и навыков, ЕС нацеливает будущую рабочую силу на адаптацию к изменяющимся условиям на рынке труда, что приведет к уменьшению безработицы и возрастанию продуктивности деятельности работников.

На уровне ЕС Европейская Комиссия будет работать в следующих направлениях:

-создать рынок труда, построенный на гибкости в динамичной экономике и безопасности при этом для рабочих;

-создать и адаптировать законодательство, которое будет соответствовать принципам разумного регулирования, включая инструменты трудового законодательства (рабочее время, время отдыха, назначение на должность, донесение информации до работников), а также новые возникающие риски причинения вреда здоровью и получения травм на работе;

— поддерживать внутреевропейскую мобильности работников с помощью необходимых инвестиций, особенно из Европейского Социального Фонда;

— поддерживать усиление кооперации между институтами трудового рынка, в том числе государственные учреждения занятости государств-членов ЕС; усилить степень социального партнерства, подключить все возможные службы к решению проблем в области занятости;

— дать сильный толчок, побуждающий к решению проблем кооперации в сфере образования и обучения, включая в обсуждение этих вопросов все заинтересованные стороны;

На национальном уровне государства-члены ЕС будут работать в следующих направлениях:

— внедрить национальные пути достижения гибкости и безопасности на рынке труда;

— пересмотреть и регулярно отслеживать эффективность налоговых и льготных систем;

-поддержать новые формы баланса работы и повседневной жизни, проводить активную политику по проблеме старения нации, а также увеличивать равенство полов;

-поддерживать и отслеживать эффективность внедрения мер социального партнерства;

-дать сильный толчок, побуждающий к разработке и внедрению Европейского Рамочного Решения по Квалификациям, с помощью установления национальных стандартов квалификаций работников;

— налаживать партнерство между сферами образования/обучения и занятости в частности путем вовлечения социальных партнерств в планировании образовательных мероприятий.

2.       «Европейская политика против бедности»

Основная цель этого направления деятельности – гарантировать социальное и территориальное сотрудничество против бедности и социального отрешения, чтобы повысить значимость этой проблемы и признать основные права людей, находящихся в бедственном положении, давая возможность таким людям достойно прожить жизнь и принимать активное участие в общественной жизни.

На уровне ЕС Европейская Комиссия будет работать в следующих направлениях:

— создать основу для кооперации, обмена опытом и результатами в сфере борьбы с бедностью,  а также совершать конкретные действия в поддержку людей в бедственном положении;

— разработать и внедрить программы поддержки социальных инноваций для самых незащищенных слоев населения (путем предоставления инновационных технологий в обучении, образовании, предоставления рабочих мест для бедных групп населения, борьбы с дискриминацией, а также путем разработки новых правил для мигрантов, позволяющих им задействовать весь свой рабочий потенциал);

— предпринять меры для оценки адекватности и устойчивости к общественным изменениям мер социальной защиты, пенсионных систем, выявить пути лучшего доступа к системам здравоохранения;

На национальном уровне государства-члены ЕС будут работать в следующих направлениях:

-поддерживать идеи разделенной, коллективной и индивидуальной ответственности в сфере борьбы с бедностью и социальным отрешением;

— определить и внедрить меры, относящиеся к определенным группам людей(семья с одним родителем, пожилые женщины, меньшинства, люди с ограниченными возможностями);

— полностью развернуть программу социальной защиты и пенсионных систем для гарантии получения соразмерного дохода и здравоохранения.

Каким должен стать Внутренний рынок ЕС в 21-ом веке?

ЕС видит Внутренний рынок 21-ого века более сильным, расширенным и углубленным, что необходимо для экономического роста и развития рынка труда. В настоящее время мы видим усталость и разочарование в интеграции и в идеях Внутреннего рынка, а также присутствуют тенденции национализации экономик стран ЕС. Только бдительность Европейской Комиссии и чувство ответственности, развившееся у государств-членов ЕС,  помогло предотвратить дезинтеграцию, которая вполне могла произойти в период кризиса. Но сейчас как раз наступает момент выхода из кризиса, когда необходимо вновь объединяться с помощью выполнения программ, обозначенных выше.

Предприниматели и обычные граждане ЕС каждый день сталкиваются с проблемами трансграничной деятельности, хотя на бумаге существование Внутреннего рынка никто не отменял.  Иногда происходят такие ситуации, что приходится иметь дело с 27-ю разными правовыми системами для проведения одной сделки, это говорит о неконкурентоспособности предпринимателей ЕС по сравнению с Китаем, Японией и США, которые получают все возможности своего внутреннего рынка.

Внутренний рынок ЕС создавался гораздо раньше появления Интернета и других информационных технологий и являлся основным двигателем европейского объединения. Внедрение технологически новых услуг показывает огромные возможности для развития Внутреннего рынка. Внедрение технологически новых услуг показывает огромные возможности для развития Внутреннего рынка, но эффективное использование таких услуг возможно только после преодоления дезинтеграционных тенденций в политиках государств-членов ЕС.

Европейская стратегия «Европа 2020» имеет отношение не только к государствам внутри ЕС, но также может служить хорошим ориентиром для государств-кандидатов и соседей ЕС, которые могут выстроить свою политику, основываясь на предложенных Европой целях и задачах.

Подробнее о стратегии «Европа 2020» можно посмотреть здесь

Добавить комментарий